вторник, 5 октября 2021 г.

 

В настоящее время педагогические коллективы ДОО интенсивно внедряют в работу инновационные технологии. Не стал исключением и наш детский сад, в частности моя группа. Основная задача педагогов дошкольного учреждения – выбрать методы и формы организации работы с детьми, инновационные педагогические технологии, которые оптимально соответствуют поставленной цели развития личности.

Для реализации этой цели и для достижения более высоких результатов в воспитании и обучении активно применяю в своей работе современные педагогические технологии. Эти технологии в дошкольном образовании направлены на реализацию государственных стандартов дошкольного образования.

Принципиально важной стороной в педагогической технологии является позиция ребенка в воспитательно – образовательном процессе, отношение к ребенку со стороны взрослых. В общении с детьми придерживаюсь положения: «Не рядом, не над ним, а вместе!». Моя цель – содействовать становлению ребенка как личности.

Исходя из образовательных потребностей детей группы, а также имеющихся в ДОО условий, в своей практической деятельности мною используются, изучаются и применяются как традиционные технологии, так и современные.

Технология – это совокупность приемов, применяемых в каком – либо деле, мастерстве, искусстве (толковый словарь).

Педагогическая технология – это совокупность психолого – педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приёмов обучения, воспитательных средств; она есть организационно – методический инструментарий педагогического процесса (Б.Т.Лихачёв).

Основанием в своей работе считаю использование современных образовательных технологий:

2.     здоровьесберегающие технологии;

3.     личностно – ориентированные технологии;

4.     игровая технология;

5.     технологии проектной деятельности;

6.     информационно – коммуникационные технологии;

7.     технология исследовательской деятельности;

8.     технология «ТРИЗ» и другие.

Здоровьесберегающие технологии. В эту технологию входят:

1.Технологии сохранения и стимулирования здоровья: динамические паузы, подвижные и спортивные игры; пальчиковая, зрительная, дыхательная, бодрящая, антистрессовая гимнастика, коррегирующая гимнастики.

2.Технологии обучения здоровому образу жизни: утренняя гимнастика, физкультурное занятие, спортивные развлечения, самомассаж, точечный самомассаж.

3.Коррекционные технологии: музыкотерапия, релаксация, сказкотерапия, цветотерапия.

Основной целью этой технологии является создание условий для формирования у воспитанников представления о здоровом образе жизни, об умении оказать себе и ближнему первую медицинскую помощь, а также формирование и развитие знаний, умений и навыков, необходимых для поддержания собственного здоровья.

Работа по формированию представлений и навыков здорового образа жизни в моей группе реализуется через все виды деятельности детей. проводится в системе, согласно образовательной программы ДОО, включающей в себя работу по оздоровлению детей через образовательную деятельность, игры, режимные моменты, а также взаимодействие с семьей, привлечение родителей к закреплению навыков здорового образа жизни.

Здоровьесберегающие технологии, используемые в ДОО:

1.     Технологии обучения здоровому образу жизни:физкультурные занятия(3 раза в неделю, из них 1 раз на открытом воздухе), музыкально – ритмические занятия (2 раза в неделю во всех возрастных группах), игротренинги и игротерапия (проводится не заметно для ребенка, по средствам включения педагога в процесс игровой деятельности), самомассаж (в разных формах физкультурно-оздоровительной работы, с детьми старшего дошкольного возраста), беседы по валеологии (во время совместной деятельности в зависимости от поставленной цели).

2.     Технологии сохранения и стимулирования здоровья: утренняя гимнастика (ежедневно, утром перед завтраком во всех возрастных группах), пальчиковая гимнастика (ежедневно, во всех группах), гимнастика для глаз (ежедневно, по 3-5 мин., в свободное время, во всех группах, с целью снятия утомления глаз), дыхательная гимнастика (в разных формах физкультурно-оздоровительной работы), бодрящая гимнастика после сна(ежедневно, после дневного сна, 5 – 10 мин.), ортопедическая гимнастика (в разных формах физкультурно-оздоровительной работы, с целью профилактики плоскостопия), подвижные и спортивные игры (ежедневно во всех группах, как часть физкультурного занятия, на прогулке, в группе), динамические паузы, физминутки(во время образовательной деятельности от 2 до 5 мин. по мере утомления детей, во всех группах), физкультурные праздники (2 раза в год, во всех группах), физкультурные досуги и развлечения, соревнования (1 раз в месяц, во всех группах), ходьба по массажным коврикам (ежедневно, во всех группах), прогулки (2 раза в день, во всех группах).

3.     Пропаганда ЗОЖ через взаимодействие с родителями: совместные спортивно – оздоровительные мероприятия (1 раз в квартал, во всех возрастных группах), анкетирование(во всех группах), консультирование (по мере необходимости), родительские собрания (1 раз в квартал), информационные стенды для родителей (постоянно, во всех группах), создание памяток, буклетов (1 раз в месяц).

Так же система здоровьесбережения в нашем ДОО представлена следующими проводимыми мероприятиями:

  • Различные оздоровительные режимы (адаптационный, гибкий, щадящий, по сезонам, на время каникул);
  • Комплекс закаливающих мероприятий (воздушное закаливание, хождение по мокрым дорожкам, по массажным дорожкам, босохождение, полоскание рта после приема пищи, максимальным пребыванием на свежем воздухе, бодрящая, утренняя гимнастика);
  • Физкультурные занятия всех типов.
  • Оптимизация двигательного режима: традиционная двигательная активность (утренняя гимнастика, физкультурные занятия, подвижные игры, прогулка) и инновационные технологии оздоровления и профилактики (сухой бассейн, тактильные дорожки «здоровья», тренажеры);

Организация рационального питания (организовано трехразовое питание, с включением в ежедневный рацион детей свежих овощей, фруктов, соков. Широко используются в ежедневном меню продукты, содержащие микроэлементы (йодированные молоко и соль), морепродукты (рыба, морская капуста), С – витаминизация третьего блюда);

  • Медико – профилактическая работа с детьми и родителями (использование Оксалиновой мази перед прогулками в зимне-весенний период, прививки, витамины «Ревит»);
  • Соблюдение требований СанПиН к организации педагогического процесса;
  • Комплексные мероприятия по сохранению физического и психического здоровья педагогов (семинары, педсоветы, деловые игры, мастерские педагогического мастерства, круглые столы и прочее);
  • Освещение всех мероприятий на сайте ДОО.

Физкультурно – оздоровительные мероприятия, проводимые совместно с родителями:

  • Общее родительское собрание с участие инспектора ДПС.
  • «Широкая Масленица» (досуг на свежем воздухе: развлекали, играли, катались на лошадях в санях, угощали детей, родителей, сотрудников детского сада блинами)

Работа по созданию здоровьесберегающей среды в группе строится на основе комплексного подхода, направленного на всестороннее развитие личности ребенка, на принципах гуманизации педагогического процесса, с опорой на единство требований дошкольного учреждения и семьи.

В группе стараюсь создать эмоционально комфортные условия пребывания детей. Взаимодействие с детьми основывается на субъектном отношении к ребенку, индивидуальном подходе и учете «зоны ближайшего развития». Созданию эмоционального комфорта способствуют и уютные помещения группы: светлые, просторные, чистые. Мебель в группе подобрана по росту детей. Игры и игрушки находятся в не высоких шкафах, удобно расположенных и прочно укрепленных.

Режим дня в группе выстроен рационально с учетом возрастных особенностей детей и сменой видов деятельности. В режиме дня предусмотрена смена видов деятельности: утренняя гимнастика, две прогулки, физкультурные и музыкальные занятия чередую с занятиями по изобразительной деятельности, игрой. Выдерживаю режим проветривания. Контролирую температурный режим помещений группы.

В группе выделено пространство для организации двигательной активности детей.Режим умственной нагрузки осуществляю в соответствии с требованиями СанПиН. На занятиях провожу физкультурные паузы.

Ежедневно в группе проходит несколько форм физкультурно – оздоровительной деятельности: утренняя гимнастика, гимнастика после дневного сна, подвижные игры на воздухе, игры малой подвижности в помещении, физкультурные паузы, физкультурные занятия, коррекционная работа с пособиями и без них, коррекция основных видов движений, самостоятельная двигательная деятельность детей.

Большое внимание в решении проблемы оздоровления детей уделяю совершенствованию оптимизации двигательного режима и повышению двигательной активности воспитанников. С этой целью разработана модель двигательного режима детей в детском саду, которая включает время проведения, кратность проведения и разнообразные формы двигательной активности.

Для снижения заболеваемости детей использую план профилактических и оздоровительных мероприятий, разработанный в группе.

Формирование осознанного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих является необходимым условием воспитания здорового ребенка в детском саду.

Веду активную работу по взаимодействию с семьей по формированию здорового образа жизни у детей дошкольного возраста (диалоги на родительских собраниях, презентации, папки – передвижки, рекомендации для родителей и так далее).

Таким образом, специально организованная здоровьесберегающая среда в группе направлена на создание эмоционально – комфортных условий пребывания ребенка в ДОО и содействию его физическому, духовному и социальному благополучию.

Применяя технологию личностно – ориентированного обучения способствую развитию личности ребенка. Здесь использую интегрированное построение занятий. А это в свою очередь дает детям возможность развивать коммуникативные умения, творческие способности, умение высказывать свои мысли, делиться впечатлениями, развивать познавательный интерес и активность.

Диалоговые технологии – относятся к технологиям личностно – ориентированного обучения. Цель этой технологии ставить в центр всей системы дошкольного образования личность ребенка, обеспечить комфортные условия в семье и дошкольном учреждении, бесконфликтные и безопасные условия ее развития, реализовывать имеющийся природный потенциал, создавать условия личностно – ориентированных взаимодействий с детьми в развивающем пространстве, позволяющей ребенку проявить собственную активность, наиболее полно реализовать себя.

Игровые технологии, являются ведущими в дошкольном возрасте, они наиболее эффективно решают задачи социально – личностного развития дошкольников. Поэтому, я их применяю в своей работе, и особое внимание уделяю созданию условий и планированию творческих игр с постепенным усложнением задач согласно возрасту и развитию игровых умений детей.

Игровые технологии направлены на развитие восприятия, памяти, внимания, мышления, зрительных функций, творческих способностей. Они строятся как целостное образование, охватывающее определенную часть учебного процесса и объединенное общим содержанием, сюжетом, персонажем.

Одними из самых любимых у детей являются творческие игры. Ориентируясь на современное общество развиваю не только традиционные игровые сюжеты, но и новые.

В своей работе использую широкий выбор форм проведения игр:

  • игры – путешествия,
  • викторины,
  • игры – развлечения,
  • сюжетно – ролевые игры,
  • игры фантазии и импровизации,
  • дидактические игры

Игровое партнерство с детьми позволяет мне развивать лидерские качества у застенчивых и неуверенных в себе детях. А детям с завышенной самооценкой научиться договариваться и брать на себя второстепенные роли.

Цель технологии проектной деятельности – дать возможность для активизации самостоятельной и познавательной деятельности дошкольника:

  • помогаю осваивать окружающую действительность;
  • способствую развитию творческих способностей;
  • способствую умению наблюдать, слушать;
  • помогаю ребенку увидеть проблему со всех сторон;
  • способствую развитию навыков обобщать и анализировать; развивать речь, память, мышление, воображение;
  • формирую коммуникативные навыки и нравственные качества;
  • стимулирую к самосовершенствованию.

Смысл проектной технологии заключается в создании проблемной деятельности, которая осуществляется ребёнком совместно с педагогом. Знания, которые ребёнок получил в ходе работы над проектом, становятся его личным достоянием и прочно закрепляются в уже имеющейся системе знаний об окружающем мире.

Внедряя в педагогическую практику технологию проектной деятельности, обращаю внимание на всестороннее развитие личности воспитанника и преследую следующие цели:

  • выявление талантливых детей;
  • активизацию воспитательного процесса;
  • формирование у воспитанников интереса к исследовательскому поиску;
  • формирование навыков публичного выступления.

В работе с родителями применяю различные формы работы.

Наглядно – информационные технологии. Цель такой работы – донести любую информацю. Это информацинные буклеты, сайты детского сада и группы, презентации о достижениях детей, выставки, информационные стенды, видеоролики из жизни детей в детском саду, консультации и так далее.

Традиционной формой работы с родителями в любом образовательном учреждении является родительское собрание. Стараюсь проводить собрание в нетрадиционных формах, с включение игровых моментов, с приглашением специалистов.

Приобщение родителей к жизни детского сада создает ситуацию, в которой папы и мамы размышляют над проблемами воспитания, им доставляют удовольствие совместные с ребенком игры, общая командная победа. Все это сплачивает семью, повышает ее педагогическую культуру.

Считаю, что собрания, консультации для родителей важно строить так, чтоб они не были формальными, а по возможности привлекали родителей для решения проблем, развивали дух плодотворного сотрудничества.

Постоянно оформляю групповые стенды ,содержащие информацию о повседневной жизни группы (объявления различного рода, режим, меню, текущая работа по воспитанию детей в детском саду и семье, о формах и методах работы с дошкольниками и так далее. Помещаются также рекомендации психолога, логопеда, музыкального руководителя.

Обязательно пишу слова благодарности тем родителям, которые оказывают помощь. Отведено место для поздравления с днем рождения воспитанников. Изготавливаем стенгазеты совместно с детьми, где пишем самые теплые слова поздравлений к различным праздникам.

В работе с родителями хорошие результаты дает организация проектной деятельности. Как правило, любой проект включает в себя работу с семьей. Сюда входят создание выставок, сочинение сказок, конкурсы, и многое другое. Как правило родители становятся активными помощниками в любом деле.

Досуговые формы работы с родителями – это участие родителей в совместных мероприятиях, проводимых в детском саду, где наиболее полно раскрываются возможности для сотрудничества, проявления творчества. Это и утренники к праздникам, развлечения, ярмарки, инсценировка сказок.

Информационные технологии (ИКТ) – (анимации, слайды, презентации). Использование ИКТ имеет ряд преимуществ перед традиционными формами организации НОД.

Активно применяю информационно – коммуникационные технологии в своей педагогической практике. Владея навыками работы на компьютере, подбираю материалы к занятиям, для оформления стендов, групповых центров, своего портфолио, портфолио группы, – сканирую, копирую на принтере, создаю презентации, обмениваюсь опытом, знакомлюсь с наработками и периодикой других педагогов.

Для обобщения и распространения своего опыта работы, повышения уровня самообразования Международном образовательном портале Маам , «Солнечный свет» разместила свое электронное портфолио и публикую учебно – методический материал.

С целью привлечения детей использую анимации, презентации, фильмы, которые вызывают активный познавательный интерес у детей к изучаемым явлениям. Способы визуальной поддержки материала позволяют добиться длительной концентрации внимания воспитанников, а также одновременного воздействия сразу на несколько органов чувств ребёнка, что способствует более прочному закреплению новых получаемых знаний.

Познавательно – исследовательская технология (экспериментальная). Основной целью является создание экспериментальной деятельности, активным участником которой выступает ребёнок. Непосредственное участие ребёнка в ходе эксперимента позволяет ему воочию увидеть процесс и результаты.

При организации опытно – экспериментальной деятельности с детьми дошкольного возраста в моей группе использую различные формы работы: непосредственно образовательная деятельность, беседы, экскурсии, лабораторные работы, мультимедийные презентации, дидактические и развивающие игры, эксперименты и опыты и так далее.

На участке ДОО разбиты цветники, проведены посадки аллей, кустарников, оборудованы птичьи столовые. Все активнее использую проектный метод в экологическом воспитании дошкольников, который позволяет развивать интеллектуальные и творческие способности ребенка, создавать условия для практического применения полученных знаний экологической направленности.

Внедрение познавательно – исследовательских методов в образовательный процесс – это на сегодняшний день один из основных путей познания, наиболее полно соответствующий природе ребенка и современным задачам обучения.

ТРИЗ (теория решения изобретательских задач). Идея создания программы ТРИЗ принадлежит Г. С. Альтшуллеру. Главная цель –формирование у детей творческого мышления, то есть, воспитание творческой личности, подготовленной к стабильному решению нестандартных задач в различных областях деятельности. Методику ТРИЗ можно назвать школой творческой личности, поскольку её девиз – творчество во всем: в постановке вопроса, в приёмах его решения, в подаче материала.

Технология ТРИЗ успешно используется мною начиная с трех летнего возраста моих воспитанников. Реализую эту технологию развивая фантазию детей, обучая системному мышлениюпониманию происходящих процессовединству и противоречию окружающего мира, прививая детям умения рассуждать, обучая поиску собственного решения.

С помощью ТРИЗ выяснила, что на основе логики происходит развитие творческих способностей каждого ребенка. Дети все чаще проявляют активность в принятии самостоятельных решений, постановке новых вопросов и оригинальных ответов. У детей появляется уверенность в своих силах и возможностях, исчезает страх перед трудностями и неудачами. Заметно обогащается речь, увеличивается точность суждений, расширяются познавательные способности.

Применение элементов ТРИЗ на занятиях по математике и ИЗО способствует развитию творческих способностей, воображения.

Считаю, что за последние годы возрос творческий и профессиональный уровень нашего педагогического коллектива, который способен эффективно решать образовательные задачи и стремится к внедрению инноваций. Так же внедрение современных образовательных технологий продиктовано социальным заказом родителей, которые в современных условиях предъявляют более серьезные требования к образованию и воспитанию детей в ДОО.

Использование в работе инновационных образовательных технологий позволяет мне повышать уровень физического, интеллектуального и эмоционально – личностного развития детей моей группы, адаптировать их в обществе, воспитывать у них привычку к здоровому образу жизни.

Применяемые мной современные образовательные технологии используются при организации различных видов деятельности, совместной деятельности взрослых и детей, способствует повышению качества обучения и образования и позволяет каждому ребёнку успешно и быстро адаптироваться к окружающей среде и происходящим социальным изменениям.

Благодаря использованию разнообразных педагогических технологий и их интеграции, образовательный процесс становится целесообразным, более результативным и эффективным, гибким, интегративным, и современным.

Применение современных образовательных технологий дает положительную динамику роста развития воспитанников, которую отслеживаю при систематическом проведении мониторинга.

 

 

 

Комментариев нет:

Отправить комментарий