Все согласятся с тем, что воспитание детей является очень важным процессом, позволяющим заложить в ребенка самые важные принципы и нравственные ценности. От того, какими же будут эти ценности и собственные внутренние установки, зависит самое главное — образ жизни человека, его идеалы и задачи в жизни.
Хорошо, если ребенок
воспитывается в хорошей семье, где его родители, а также бабушки и дедушки
смогут заложить основы доброты, честности, добропорядочности, любви и
взаимовыручки. Однако, к сожалению, довольно часто все происходит далеко не так
хорошо, как хотелось бы, поскольку помимо родительского воспитания дети растут
в определенной социальной среде, которая очень сильно влияет на их поведение,
взгляды и суждения. Нравственно патриотическое воспитание дошкольников сможет
оказать неоценимую услугу в деле формирования новой личности и будущего
гражданина своей державы.
Современная система образования
постоянно корректируется, что выражается в введении новых предметов,
постепенной переориентации некоторых школьных дисциплин, углублении в изучении
социальных дисциплин. Однако, несмотря на реформационные процессы, которые происходят
в начальной школе многие серьезные проблемы, связанные с воспитанием, висят
тяжелым грузом над головами воспитателей и учителей. Достаточно сказать, что
уровень дисциплины из года в год снижается, а количество детей, которые не
успевают усваивать школьную программу, становится все больше.
В связи с этим количество
родителей, которые осознают важное значение такого процесса, как нравственно
патриотическое воспитание дошкольников, становится все больше. К сожалению,
маленькие дети часто подвергаются воздействию неблагоприятных факторов
современной цивилизации, таких как реклама, насилие и жестокость, навязывание
эгоизма, разврат и так далее. Все это детская психика поначалу воспринимает,
однако потом начинает отвергать. Ведь каждый ребенок — это частичка
божественной красоты, которая стремится к прекрасному и чистому. И только если
воздействие этих факторов становится слишком сильным и постоянным, в ребенке
может произойти надлом, и он потеряет настоящие жизненные ориентиры. В
результате этого дети становятся жестокими, набираются вредных привычек,
начинают вести себя нагло и даже хамить.
Именно поэтому
гражданско-патриотическое воспитание дошкольников так важно начинать прививать
молодому поколению еще в детском саду. Ведь для каждого человека нет культуры
дороже, нежели народная, основанная на традициях, верованиях, духовном и
нравственном воспитании. В тех детских садах, где нравственно патриотическое
воспитание дошкольников вводится в качестве общеобязательного, детки показывают
себя очень сообразительными и талантливыми. Помимо этого в них просыпаются
главные человеческие чувства, среди которых любовь, дружба, честность и
стремление помочь своим товарищам. При изучении народных поверий, былин, сказок
и песен в ребятишках закладываются те понятия, которые служат надежным
фундаментом для них всю жизнь. Важно понять, что если на раннем этапе развития
нового человека заложить в него правильные основы, то в будущем за такого
ребенка можно не волноваться, поскольку нравственные и духовные установки будут
являться надежной опорой для него в течение всей жизни.
Важную роль играет также
поликультурное воспитание дошкольников, позволяющее жить всем детям в мире и
дружбе, несмотря на национальные, религиозные и прочие отличия. Таким образом,
подводя итоги можно сказать, что нравственно-патриотическое воспитание
дошкольников является важнейшей частью общего воспитания молодого поколения,
которое необходимо вводить в общеобразовательную программу детских садов,
поскольку в результате мы можем получить патриотически настроенных детей,
которые будут любить свою страну и оберегать ее.
Патриотическое воспитание в детском саду – важнейшая задача педагогов. Мозг
маленького члена общества похож на чистую тетрадь. Часть листов он пишет
самостоятельно, познавая мир каждый день, а часть информации в него должны
заложить мы, взрослые. И поверьте, что именно наша часть – самая важная в его
будущей жизни, ибо мы даем ребенку основу, каркас будущего строения из его
мыслей и отношения к окружающей действительности.
Реалии сегодняшнего нестабильного дня
требуют от воспитателей и родителей с первых шагов жизни ребенка рассказывать
ему о его доме, семье, Родине, славных традициях его предков. Родина для
ребенка начинается с мамы и папы, дома, в котором он живет. Позднее это
пространство расширяется до улицы и города, и в конечном итоге останавливается
на целой стране. Детский сад в этой иерархии занимает одно из первых, поэтому
самых важных мест. Здесь открываются широчайшие возможности для правильного патриотического
воспитания ребенка.
Россия, как и подавляющее
большинство стран современного мира, проповедует воспитание своего гражданина в
духе демократического государства, в котором соблюдаются права и свободы
граждан, поддерживается высокая планка в социальном и нравственном плане, где
пресекаются любые попытки разжигания этнических или религиозных конфликтов.
Только в этих условиях страна и каждый ее гражданин может чувствовать себя в
безопасности и быть уверенным в завтрашнем дне.
Путь маленького патриота в
дошкольном учреждении начинается с самых простых и главных вещей – гимна, флага
и герба Родины. Детям рассказывают, в каком государстве они живут, наглядно
показывают символы их страны. В дальнейшем повышенное внимание уделяется
национальной культуре, как основе самобытности каждого народа. Большая польза в
формировании понимания о культуре достигается путем проведения тематических
утренников, праздников и занятий. Это может быть утренник национальных танцев,
праздник костюмов или исполнения народных песен. В результате дети не только
готовят свой оригинальный номер, но и наглядно видят другие воплощения
культурных традиций, которые подготовили другие группы.
Патриотическое воспитание в детском саду
просто обязано преподаваться на том уровне, который понятен детям. Очень важно
рассказать о сложных и значимых вещах простыми для ребенка словами. Успех
заключается в выборе близких и понятных примеров и ассоциаций. Любящие
родители, родной дом, красивая природа у бабушки в деревне – вот что понятно
ребенку и вызывает у него исключительно теплые чувства. Опираясь на эти фундаментальные
положительные моменты дальше развивается логическая цепочка любви к Родине, на
конце которой оказывается понятие государства.
Проще всего прививать детям
патриотические чувства через тематические занятия и игры. Это может быть урок
рисования, где нужно будет нарисовать флаг России. К счастью он достаточно
простой даже для детского исполнения.
Обязательным пунктом в воспитании
будущего гражданина Родины является рассказ о культурных и патриотических
традициях своего края. Ребенку эта тема даже ближе, ибо он с младенчества
встречается с проявлениями именно местной культуры. Он во время прогулок видит
местные памятники, во время праздников обращает внимание на национальные
костюмы, кушает традиционные блюда национальной кухни. У любого народа найдутся светлые моменты
процветания, мира и добрососедских отношений. Даже борьба с захватчиками былых
времен может быть примером для маленького патриота. Только не нужно делать
акцент на крылатом выражении «они умирали за Родину». Для ребенка понятие
смерть либо непонятно, либо связано с тяжелыми ассоциациями. Выберите примеры,
показывающие как наши предки защищались, растили хлеб, выращивали сады,
работали в шахтах, изготавливали своими руками шедевры искусства. При выборе
примеров учтите, что мальчики больше любят слушать рассказы о войне и подвигах,
а девочкам по душе примеры красоты и доброты.
В плане воспитания патриотических чувств
большую роль играют этнографические выставки и краеведческие музеи. В них
обязательно по крупицам собрана история родного края. Экскурсия по таким музея
оставит неизгладимый след в памяти ребенка. При невозможности такой экскурсии
обычно ничто не мешает организовать просмотр методических материалов с помощью
видеоматериалов.
Примерно пару десятилетий назад в
обществе начала снова возрождаться духовная составляющая. Возвращение в жизнь
религии дает определенный позитивный и регулирующий момент. Любая религия,
исключая экстремистские течения и направления, всегда говорит о мире, вере,
труде и Боге. На территории Российской Федерации мирно сосуществуют
представители всех основных религий, что всячески декларируется и исполняется
на государственном уровне.
В некоторых дошкольных учреждениях детей
знакомят с азами того или иного религиозного течения. С одной стороны это не
очень хорошо, так как ребенку фактически насаживаются определенные догмы, т.е.
малыш лишен права самостоятельного и осмысленного выбора веры. С другой стороны
в религиозном воспитании есть огромный плюс – оно всегда учит доброте, труду и
милосердному отношению к ближнему. Именно такие качества и нужно прививать
маленьким членам общества. К тому же свобода вероисповедания, возможность
верить в своего Бога со временем перерастет в любовь к той стране, в которой
это возможно. Еще ни одно общество хорошо не заканчивало, если начинало
притеснять свободу веры.
Патриотическое воспитание детей в
детском саду невозможно представить без привития уважения к природе и развитию
трудолюбия. Ребенок четко должен понимать, что окружающая природа – это также
часть Родины. Мы должны оберегать ее и приумножать. Можно начать заботу о
природе с собственного детского садика. Важными показательными моментами в этом
плане являются сезонные и периодические уборки территории дошкольного
учреждения. Заботясь о маленькой части Природы, мы в итоге делаем ее лучше.
Отличными примерами будут высаживание деревьев, цветов и других зеленых
насаждений. Ребенок, принимающий в этом участие, проникается к прекрасному, к
любви к своему садику, из чего затем рождается и любовь к Отчизне.
Трудолюбие – обязательная составляющая
заботы о благе Родины. Элементарный
труд по наведению порядка, озеленению, заботе об окружающем мире и своих
товарищах пойдет на пользу малышу. Главное, чтобы труд был добровольным и
правильно организованным. У ребенка должно проявляться желание помогать
ближнему, работать в радость. Это важная задача воспитателя, решаемая через
индивидуальный подход к каждой маленькой личности при решении общих групповых
задач.
Комментариев нет:
Отправить комментарий